ЛЕТНИЙ ПРОЕКТ ЗИМНЕЙ ОЛИМПИАДЫ
 

Накануне выборов столицы зимней Олимпиады 2014 года наш журнал побеседовал с проектировщиками спортивных объектов. О специфике проектирования, нестандартных решениях объектов будущей Олимпиады и перспективах города Сочи в борьбе за право проведения Олимпиады рассказывает Леонид Вользон, вице-президент группы компании БАМО и руководитель архитектурной мастерской №1 проектного института ООО НИПКИ «МежрегионНИИпроект», входящего в группу компаний БАМО, Алексей Андреев.

 

Какое участие ваша организация принимает в подготовке к Олимпиаде?

Леонид Вользон: Мы выиграли три тендера и проектируем три объекта. Первый – это Крытый конькобежный центр на 8 тыс. мест или, как еще его называют – конькобежный овал в Имеретинской низменности. В прямоугольник плана вписан ледовый овал, который равномерными секторами охватывают трибуны для зрителей, в них выделены секторы, закрепленные за функциональными зонами, а все второстепенные помещения рассредоточены по периметру. Верхний ярус трибун объединен рекреационной зоной и освещен большими витражами. Над ледовой ареной расположен подвесной складчатый потолок, повторяющий конструктивные элементы кровли. Внешне Конькобежный центр представляет собой параллепипед, сравнить который можно с кристаллом, играющим на солнце своими гранями. Второй – Комплекс Трамплинов К-120 и К-90 на 15 тысяч мест, располагающиеся в начале Краснополянского округа, вблизи местечка Эсто-Садок. Проект Комплекса предназначен для круглогодичного использования и предусматривает летнее покрытие и включает пять трамплинов, два соревновательных – мирового уровня и три тренировочных, трибуны для зрителей и развитую инфраструктуру с гостиницами, базами отдыха, ресторанами и смотровыми площадками. И третий наш объект – Биатлонный комплекс на Грушевой поляне с трассами, стадионом и трибунами на 20 тысяч мест. Площадь участка, отведенная под строительство, более 250 гектар с занимаемой площадью под биатлонный комплекс около 90 га. Трассы состоят из 5 кругов разной протяженности – 2, 2.5, 3, 3.3 и 4 км для обеспечения всех дисциплин соревнований, на которых предусматривается снегонакопление и снегозадержание с помощью специальных технологий и устройств оснежения и охлаждения лыжни. Продуманы системы уплотнения и нарезки лыжни, удаления снега с трибун, освещения трасс, стрельбища и трибун соответственно.

Для вас это первый опыт проектирования спортивных объектов?

Леонид Вользон: Нет, мы уже проектировали и строили два спортивных сооружения в Московской области в рамках программы губернатора развития спорта – ДСК «Олимпийский» в городе Чехове и ледовый дворец в Дмитрове. Еще один спортивный объект – СКК имени Демирчяна в Ереване – находится в собственности компании.

 

Есть ли особенности в проектировании именно спортивных объектов?

Алексей Андреев: Да, конечно. У каждого сочинского объекта есть свои особенности. Они связаны с территорией расположения, климатом и спортивными технологиями. Для горных объектов, располагающихся в зоне обильных снегопадов и сходов лавин, большое значение имеет инженерная защита и мероприятия, обеспечивающие безопасность объектов. Имеретинская низменность вообще уникальное место, где уровень земли ниже уровня моря, отделенное от него природным валом и это требует своей особенной инженерно-геологической подготовки участка. Что касается именно спортивных особенностей, то для каждого вида они свои. Например, для конькобежного овала необходимо обеспечить «быстрый лед» - это технология водоподготовки, являющейся определенного рода секретом подготовки льда. Кроме того, очень большое влияние оказывает спортивная технология проведения соревнований и требования МОК, такие как разделение зон, размеры и взаимосвязь помещений, организация путей зрителей, спортсменов, журналистов, судей и VIP персон. Тщательной проработки планировки требует организация спортивной зоны с раздевалками, медпунктами, судейской зоной, миксзонами общения спортсменов и тренеров с прессой, организация выхода участников на лед, главное требование это удобство и комфорт и все это без пересечения беговых дорожек льда. С инженерной точки зрения интересны решения создания микроклимата внутри сооружения, особенно в зоне проведения соревнований, поскольку лед требует определенной температуры, а в момент заполнения зала и включения освещения, которое, кстати, тоже имеет свои нюансы, неизбежен скачёк температуры. Все это требует предусмотрительности и возможности гибкого реагирования всего комплекса сооружения, включая возможность размещения дополнительных мощностей на период проведения массовых соревнований. Кроме этого, следует отметить, что здание конькобежного центра второе по величине сооружение Олимпийского парка в Имеретинской низменности после Главного Олимпийского Стадиона. А это очень большие площади без опорного перекрытия, в котором пролеты достигают 90 метров и это в условиях сейсмики 9 баллов. Еще одной особенностью является пост Олимпийское использование сооружения, которое предусматривает трансформацию сооружения в выставочный комплекс. То есть оно должно быть неким трансформером и функционально подразумевать легкий переход от спортивной арены к выставочной площади посредствам телескопических трибун. Есть также предложение по использованию конькобежного овала для устройства большого городского катка и дискотек на льду, поскольку площадь льда у данного объекта несравнимо больше любого другого ледового дворца в Имеретинской низменности. Помимо перечисленных, есть и узкоспециальные, технологические аспекты. Например, особенностью комплекса трамплинов является строгая ориентация по сторонам света, защищенность от ветра и прямых солнечных лучей, и то, что он должен функционировать независимо от сезона. Отсутствие снега компенсируется современными технологиями летнего покрытия, о которых человек, не связанный с данным видом спорта, и понятия не имеет. А вот грамотное расположение трамплина по склону, защищенность от ветра и солнца напрямую связано с экономической целесообразностью строительства и безопасностью спортсменов. В Сочи, место расположения трамплинов признано близким к идеалу не только нашими, российскими, специалистами, но и международными экспертами первой величины. Меридиональное расположение трамплинов подчинено определенному порядку составляющих, куда входят судейские вышки, точки для телетрансляций, стартовые зоны, подъемники и многое друге. Всё это жестко регламентируются нормами FIS - Международной федерации зимних видов спорта). Есть свои особенности и у биатлонного комплекса, начиная с ориентации стрельбища, зон подготовки лыж и разминки, заканчивая перепадом высот по трассе.

Все эти особенности были заложены изначально или появились уже в процессе проектирования?

Алексей Андреев: Основные требования, конечно, были изложены в техническом задании на проектирование и в требованиях МОК и FIS, но в ходе работ нам пришлось учесть массу различных аспектов, деталей и нюансов. С пониманием особенностей спортивных технологий нам очень помогли представители федераций Олимпийского комитета, ведущие спортсмены и тренеры.

Какие требования к строительству предъявляются экологами?

Леонид Вользон: Для каждого случая требования разные, но есть и общие. Ни для кого не секрет, что каждое из мест расположения спортивных объектов по-своему уникально. В одних проходят пути миграции диких животных, в других – места отдыха редких видов перелетных птиц по пути на зимовку. Есть участки редких видов флоры. Кроме этого существуют и охранные зоны, которые ранее не застраивались, а использовались, как сельхозугодия. Некоторые объекты попадают в территорию национальных парков, но тем ценнее и интереснее становится объект. Есть еще одна проблема - строительство на горных склонах не должно приводить к так называемому их залысению, и размещение объектов, требующих больших открытых площадок, может привести к увеличению лавиноопасности. Конечно, в проектах предусмотрены мероприятия по защите природы и ее обитателей, как в отдельно взятых проектах, так и в комплексе мероприятий для всей территории. В своих проектах мы постарались минимизировать площади застройки, по возможности применив вертикальное зонирование в расположении функциональных зон, рационально распределить временные сооружение, учесть интересы всех обитателей участков и их маршруты и будем дальше совершенствовать объекты в этом направлении. Находясь среди великолепия дикой природы объект только выигрывает, и используя его, как наследие мы получаем лучшие тренировочно-соревновательные базы для наших спортсменов находящиеся в экологически чистых и красивых местах. Комплексный подход к решению всех вопросов, в том числе и экологических, позволит нам получить суперсовременную спортивную базу для зимних видов спорта практически на берегу моря, что несомненно скажется на спортивном потенциале наших спортсменов и вдохнет новую жизнь в развитие всего региона.

Чтобы спортивный объект адекватно использовался, нужна его интеграция в инфраструктуру. Как обстоят дела с этим? Как координируют свои действия проектировщики и строители?

Алексей Андреев: Вопрос сложный. Координация действий скорее должна происходить между проектировщиками и властями города, администрацией края. Сейчас уже многое стало понятно, определены механизмы взаимодействия, расставлены приоритеты. Федеральная программа развития г. Сочи, как горноклиматического курорта насчитывает около 250 объектов и вести их одновременно очень тяжело. Часть объектов уже построена и сдана в эксплуатацию, часть строится, а часть только проектируется, есть еще часть, проектирование, которых уже закончилось и они ждут своей очереди строительства. Транспортная и энергетическая составляющие инфраструктуры находятся в разработке и сказать однозначно, что важнее, непросто. С одной стороны для общей инфраструктуры нужны четко просчитанные нагрузки, по конкретным объектам, а с другой проектирование этих объектов не может быть завершено, пока вся инфраструктура не будет понятна. И, естественно, такая ситуация является внутренне конфликтной. Сейчас ведется строительство самых горячих объектов – в первую очередь объектов транспорта: аэропорта, дорог, мостов, тоннелей. Часть из них сданы. Построено и несколько горных объектов, в основном это объекты инфраструктуры, но есть и спортивные. Строительство ещё некоторых олимпийских объектов по готовым проектам должно начаться уже в этом году. Для тех объектов, которые проектирует «МежрегионНИИпроект», сроки более поздние, строительство одного из них должно начаться в 2008 г., два других отнесены на более поздний период. На наш взгляд, начинать объектов транспорта и инфраструктуры с последующим постепенным переходом на спортивные объекты - правильный и рациональный подход.

Каковы, на ваш взгляд, шансы Сочи среди городов, претендующих на олимпийское лидерство?

Алексей Андреев: Я бы сказал на победу. Среди конкурентов, Сочи выделяется в первую очередь компактностью проведения и климатом. Согласитесь, очень интересная идея провести Зимнюю олимпиаду на море. А если посмотреть с другой стороны, где еще вы видели, чтобы все крытые олимпийские объекты находились в радиусе пешеходной доступности? Прибавьте к этому еще и объекты инфраструктуры гостиницы, жилье для спортсменов, пресс-центры и многое другое. Хотите в горную часть – это всего около 40 километров, при правильном расписании любой желающий может посетить практически все соревнования. Мы считаем, что это очень сильная сторона Заявки. А последующее использование – море, горы, тренировки и отдых - не это ли одна из значимых составляющих? А место, расположения трамплинов, признанное идеальным? Для Красной поляны Трамплинный комплекс вообще мог бы стать визитной карточкой, поскольку его архитектурное и эстетическое решение уникально. Сочи очень интересен с точки зрения развития олимпийского движения. Конечно, и конкуренты очень сильны. В Зальцбурге почти все есть, нет только гостиниц, но их построить не проблема. В Пхенчхане тоже есть половина спортивных объектов, сделаны большие инвестиции, да и поддержка правительства очень мощная, но и у нас не хуже.

Леонид Вользон: Мы хорошо подготовились, у нас есть много козырей и хорошая поддержка на уровне Президента, а выбор с тайным голосованием это всегда лотерея. Мы уверены у Сочи очень большие шансы стать победителем. Мы за Сочи.

Ваши объекты есть в ФЦП. В случае отрицательного решения МОК с ними ведь ничего не случится?

Леонид Вользон: ФЦП имеет два сценария, в зависимости от решения МОК. Часть объектов, в том числе и наших, будет строиться в любом случае, в первую очередь это касается горной части.

Какова судьба каждого из проектов в случае отрицательного сценария?

Леонид Вользон: Конькобежный центр однозначно строится, не будет, за последнее время в России было построено несколько достаточно крупных суперсовременных центров в других областях России, например в Коломне. Биатлонный комплекс под вопросом. Место там неплохое, но есть особенности экологического характера и транспортной доступности, рассматриваются варианты переноса его в другое место. А комплекс Трамплинов, несмотря на то, что его нет во втором сценарии, вполне может быть построен. Сейчас на некоторые объекты нашлись частные инвесторы, которые заинтересованы в строительстве независимо от решения МОК. И, похоже, Трамплинный комплекс такого инвестора приобрел. Если учесть, что с трамплинами в России дело обстоит гораздо хуже, чем с ледовыми дворцами, то его просто необходимо построить, поскольку у нас отсутствуют трамплины, удовлетворяющие международным требованиям на которых можно было бы проводить соревнования и подготовку спортсменов. Наши спортсмены тренируются за рубежом. Имеющиеся у нас еще советские трамплины модернизировать невозможно – они морально и технически устарели и не удовлетворяют ни современным спортивным технологиям, ни международным аттестационным требованиям.

Алексей Андреев: В любом случае, не зависимо от решения МОК, мы проделали огромную интересную работу, решили много сложных задач, создали интересные проекты, разобрались во многих тонкостях спортивных объектов, познакомились со многими интересными людьми, обрели партнеров, в том числе и зарубежных. Поэтому труд всех участников заявочного процесса не пропадет. Мы стали частью одной большой команды способной решать большие задачи.

 

 
    Номер дома 5/2005
     
    Строительство 9/2007
     
    Строительство и транспорт 4-5/2007
     
    Строительство и транспорт 6/2007
     
    СпортЭкспресс № 185/2007
     
    SportFacilities № 2/2010
     
    SportFacilities № 3/2010